Для
выяснения природы носителей тока в металлах был поставлен ряд опытов.
Опыт Рикке. В 1901 г. Рикке взял три цилиндра два медных и один
алюминиевый с тщательно отшлифованными торцами. После взвешивания цилиндры
были сложены вместе в последовательности медь - алюминий - медь. Через
такой составной проводник непрерывно в течение года пропускался ток
одного и того же направления.
За все время через цилиндры прошел заряд, равный .
Взвешивание показало, что пропускание тока не оказало на массу цилиндров
никакого влияния. При исследовании соприкасавшихся торцов под микроскопом
не было обнаружено проникновение одного металла в другой.
Результаты опыта свидетельствовали о том, что перенос заряда в металлах
осуществляется не атомами, а какими-то частицами, входящими в состав
всех металлов. Чтобы отождествить носители тока в металлах с электронами,
нужно было определить знак и числовое значение удельного заряда носителей.
Если в металлах имеются способные перемещаться заряженные частицы, то
при торможении металлического проводника эти частицы должны некоторое
время продолжать двигаться по инерции, в результате чего в проводнике
возникает импульс тока и будет перенесен некоторый заряд.
Пусть проводник движется вначале со скоростью v (рис. 4.7).
Начнем тормозить его с ускорением
w. Продолжая двигаться по инерции,
носители тока приобретают относительно проводника ускорение.
Такое же ускорение можно сообщить носителям в неподвижном проводнике,
если создать в нем электрическое поле напряженностью
,
т. е. приложить к концам проводника разность потенциалов
.
где
m и
- масса и заряд носителя;
l - длина проводника. В этом случае по
проводнику потечет ток силы
,
где
R - сопротивление проводника (
I считается положительным,
если ток течет в направлении движения проводника).
Следовательно, за время d
t через каждое сечение проводника пройдет
заряд
.
Заряд, прошедший за все время торможения, равен
.
(заряд положителен, если он переносится в направлении движения проводника).
Таким образом, измерив
l,
v и
R, а также заряд
q,
проходящий по цепи при торможении проводника, можно найти удельный заряд
носителей. Направление импульса тока даст знак носителей.
Количественный результат был получен Толменом и Стюартом в 1916 г. Катушка
из провода длиной 500 м приводилась во вращение, при котором линейная
скорость витков составляла
.
Затем катушка резко тормозилась, и с помощью баллистического гальванометра
измерялся заряд, протекавший в цепи за время торможения. Вычисленное значение
удельного заряда носителей получалось очень близким к
для электронов. Таким образом, было экспериментально доказано, что носителями
тока в металлах являются
электроны.
Существование в металлах свободных электронов можно объяснить тем, что
при образовании кристаллической решетки от атомов металла отщепляются
слабее всего связанные (валентные) электроны, которые становятся "коллективной"
собственностью всего объема металла. Число атомов в единице объема равно
,
где
- плотность металла;
М - масса моля;
- число Авогадро. Для металлов значения
заключены в пределах от
до
.
Следовательно, для концентрации свободных электронов получаются значения
порядка
.